Ортопедическая стоматологическая помощь
Актуальность проблемы управления качеством ортопедической стоматологической помощи.
Происходящие на протяжение последних лет процессы, связанные с реформированием системы здравоохранения в нашей стране, развитием рынка медицинских услуг и совершенствованием законодательных основ защиты прав пациентов, существенно повысили значение вопросов обеспечения качества ортопедической стоматологической помощи.
В настоящее время одним из самых массовых видов медицинского обслуживания является стоматологическая помощь, общая структура нуждаемости населения в которой ежегодно сдвигается в сторону увеличения потребности в ортопедическом лечении (Алимский А.В., 1998).
Современные условия организации стоматологической помощи требуют принципиально новых подходов к обеспечению качества услуг. Вместе с тем, несмотря на значительные успехи в изучении и разработке многих вопросов организации стоматологической помощи, проблема обеспечения качества ее оказания в современных условиях, особенно ортопедической стоматологической помощи, сохраняет свою остроту (Леонтьев В.К., 1996-2000; Данилов Е.О., 1996, 1997; Шестаков В.Т., 1997; Мчедлидзе Т.Ш., 1997, 2000; Цимбалистов А.В. с соавт.,1998, 1999).
Таким образом, внедрение рыночных отношений в деятельность стоматологических учреждений и повышение их самостоятельности ставят теоретические и научно-практические исследования вопросов управления качеством стоматологической помощи в ряд безусловно актуальных работ.
Целью настоящего исследования является разработка и научное обоснование общих подходов и конкретных мер но обеспечению системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
- Изучить применяемые механизмы и средства аккредитации ортопедических стоматологических служб (на примере Санкт-Петербурга).
- Изучить результаты аккредитации ортопедических стоматологических служб.
- Изучить мнение пациентов о качестве ортопедической стоматологической помощи в медицинских учреждениях с разной формой собственности.
- Изучить мнение специалистов ортопедической стоматологической службы по различным аспектам организации их работы, особенно, по вопросам повышения качества ортопедической стоматологической помощи населению.
- Провести анализ сложившейся системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи и разработать предложения по ее оптимизации.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что использование ее результатов позволяет с научно обоснованных позиций подойти к формированию системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи. Разработанные предложения могут быть использованы для разработки и внедрения технологии контроля и оценки работы служб ортопедической стоматологии в лечебно-профилактических учреждениях любой формы собственности и организационно-правовой формы. Кроме того, применение предлагаемых принципов построения системы управления качеством позволяет принимать правильные управленческие решения при разработке структурно-организационных и технологических стандартов качества ортопедической стоматологической помощи.
Основные положения исследования уже внедрены в работу Комитета по здравоохранению и Лицензионной палаты Администрации Санкт-Петербурга, в практическую деятельность ряда лечебно-профилактических учреждений стоматологического профиля. Кроме того, материалы исследования используются при чтении лекций и проведении практических занятий для студентов СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова и для слушателей Санкт-Петербургского Института стоматологии.
Следующие разделы статьи: