Службы ортопедической стоматологической помощи: Лечебные возможности
Необходимо отметить, что если методы диагностики, предлагаемые для обязательного выполнения службами ортопедической стоматологической помощи с любой категорией не вызывают сомнения, то в отношении услуг, которые должны оказывать только службы первой и высшей категории, требуется некоторое уточнение.
Алгоритм оценки критериев, позволяющих оценить лечебные возможности служб ортопедической стоматологической помощи, основан на выделении:
- этапов ортопедического стоматологического лечения;
- нозологических форм (дефекты зубов, зубных рядов, лица, заболевания ВНЧС, парафункции жевательных мышц и т.д.);
- применяемых методов лечения и видов зубных протезов.
При этом 31,6% услуг (манипуляций) должны оказывать все службы ортопедической стоматологической помощи независимо от аккредитационной категории, 27,6% - службы, имеющие первую или высшую категорию и наконец большую часть -40,8% (31 из 76) вправе оказывать службы ортопедической стоматологической помощи с высшей категорией (причем это касается всех видов ортопедического стоматологичекого лечения при повышенной стираемости зубов, протезирования при микростоме и ложных суставах нижней челюсти).
Анализ указанных лечебных услуг (манипуляций, этапов услуг) и требований к возможности оказания их подразделениями, имеющими разные аккредитационные категории свидетельствует о том, что требования по данному подразделу несколько более завышены, чем по подразделу «Диагностические возможности». В частности, практически все службы должны использовать такой физический метод лечения как УВЧ-терапия. Обращает на себя внимание то, что реставрацию съемных зубных протезов независимо от сложности конструкции должны проводить все службы (в том числе второй категории), в то время, как многие виды съемных зубных протезов могут выполнять только службы имеющие первую или высшую категорию.
Комплексный анализ перечня клинических возможностей, определенных для служб ортопедической стоматологической помощи разных категорий, свидетельствует, что в целом предусмотренные для рассмотрения в ходе аккредитации диагностические и лечебные услуги согласуются между собой.
Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо, с учетом специфики ортопедической стоматологической помощи, выделить из раздела «Лечебные возможности» в самостоятельный подраздел Программы аккредитации служд ортопедической стоматологической помощи «Технологические возможности», объединив в нем все важнейшие производственные операции по изготовлению зубных протезов. О целесообразности такой постановки вопроса говорит то, что более половины - 72,4% (55 из 76) всех лечебных услуг связаны в значительной мере именно с возможностями зуботехнической лаборатории.
Разграничение клинических и технических возможностей в "Программе аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи" позволит повысить объективность нестандартизованных экспертных оценок и в целом оптимизировать процесс аккредитационной экспертизы.
Данные нашего исследования показывают, что более половины (54,1%) всех аккредитованных служб ортопедической стоматологической помощи оценивают себя на первую категорию, более четверти (25,5%) — на вторую категорию и только каждая пятая служба (20,4%) считает, что ее условия оказания медицинской помощи соответствуют требованиям высшей категории. В таблице 1 приложения данной страницы представлено распределение служб по результатам их самооценки.
Обращают на себя внимание - высокие оценки, которые ставили себе службы ортопедической стоматологической помощи по отдельным разделам программы по сравнению с итоговой самооценкой. Это обстоятельство обусловлено тем, что итоговая категория является по сути интегрированной оценкой. Например, высшая итоговая категория присваивается в случаях, когда по абсолютному большинству разделов также присвоена высшая категория.
Также обращают на себя внимание - заметно низкие аккредитаци-онные категории при самооценке раздела «Кадры». В сравнении с другими разделами здесь наименьшая доля высших аккредитационных самооценок. При этом наибольшая доля низших самооценок (вторая категория) отмечается по разделу «Медицинские требования».
Несомненный интерес представляют результаты аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи в разрезе формы собственности лечебно-профилактического учреждения.
Сравнение отчетных данных показывает, что службы, относящиеся к государственной системе здравоохранения, в целом имеют несколько лучшие условия оказания ортопедической стоматологической помощи, чем частные организации. Вместе с тем, как в государственном, так и в негосударственном секторе большинство служб по результатам аккредитации получило первую категорию (табл. 2 приложения).
Изучение «Программы аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи» и технологии ее использования убеждает, что в настоящее время аккредитация служб ортопедической стоматологической помощи в Санкт-Петербурге осуществляется на основе экспертной оценки, а не с помощью стандартов. В частности фактически отсутствует порядок определения итоговой категории при тех или иных сочетаниях промежуточных аккре-дитационных оценок по разделам программы. Анализируя сложившуюся технологию аккредитации, была сделана попытка оценить, какой из разделов Программы аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи в большей степени влияет на итоговую категорию.
Для выявления тесноты связей между аккредитационными оценками, присвоенными по каждому разделу «Программы аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи» и итоговой категорией был проведен корреляционный анализ. Использование данного метода позволило выявить наличие прямых сильных (от +0,77 до +0,98) связей между итоговой категорией и категорийными оценками по соответствующим разделам. При этом наибольшая степень тесноты установлена между итоговой категорией и оценками по разделам «Материально-техническая база» (Rxy=+0,98) и «Медицинские требования» (Rxy=+0,94), а наименьшая степень тесноты - между итоговой оценкой и категорией по разделу «Сервис» (Rxy=+0,77). Однако и в этом случае связь оценивается как положительная, сильная.
Таким образом, технология аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи в целом позволяет объективизировать контроль условий оказания помощи. Однако, используемое средство контроля -«Программа аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи», являющаяся по сути своеобразным вариантом экспертной оценки, характеризуется несовершенством и нуждается в корректировке по большинству разделов.
Приложение
Следующие подразделы статьи:
- Уровень организации ортопедической стоматологической помощи. Глава 4
- Ортопедическая стоматологическая помощь: Управление качеством. Глава 5