Акриловые пластмассы и смолы
 
Акриловые пластмассы
Полный поиск по сайту:

Купить Плиты электрические Abat kok.one.



Управления качеством стоматологической помощи



В пятой главе представлены результаты системно-ситуационного анализа проблемы управления качеством ортопедической стоматологической помощи.
В главе описано деление полномочий между участниками контроля качества ортопедической стоматолгической помощи. При этом учитывается, что основой деления является многомерность категории качества - наличие трех составляющих ее компонентов. К средствам контроля, как к элементу системы отнесены медицинские стандарты.
К числу основных задач системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи сле­дует отнести:
  • выбор, оптимальных технологий стоматологической помощи;
  • удовлетворение потребителя медицинской услуги в соответствии с требованиями дей­ствующих стандартов ортопедической стоматологической помощи;
  • профилактические меры и действия и ме­ры контроля для избежания неудовлетворенности потребителя, нару­шений требований к качеству ортопедической стоматологической помощи;
  • постоянный анализ условий про­цесса оказания ортопедической стоматологической помощи и ее результата для выявления возможности по­вышения качества услуг;
  • оптимизация связанных с качеством затрат для требуемого функционирования и уровня стоматологической помощи.
Международный стандарт ISO 8402-86 описывает систему качества ортопедической стоматологической помощи как совокупность организационной структуры, ответственности, про­цедур и ресурсов, направленных на внедрение административного управления качеством. Таким образом, система управления качеством ортопедической стоматологической помощи должна определить круг участников контроля, распределение полномочий между ними, правила их взаимодействия, механизмы и средства контроля.
В организационной структуре системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи важ­ное место занимают медицинские учреждения. При этом особая роль отводится должностным лицам, осуществляющим в соответствии со своими служебными обязанностями контрольные функции внутри стоматологической организации. К их числу прежде всего следует от­нести руководителей разных уровней управления: главный врач, заве­дующих отделением, заведующий зуботехнической лабораторией, старший зубной техник и т.д.

Анализ законодательной базы и определение круга участников системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи позволяет сделать вывод о нали­чии трех звеньев ее структуры. В частности можно выделить следую­щие звенья системы контроля:
  1. контроль со стороны производителя - службы ортопедической стоматологической помощи (внутренний контроль качества);
  2. контроль со стороны пациента - потребителя стоматологической помощи (потребитель­ский контроль качества);
  3. контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей ортопедической стоматологической помощи (внешний контроль качества).
Структурно-организационные стандарты играют главную роль в создании структурных гарантий и являются важным средством обеспе­чения качества ортопедической стоматологической помощи. В этой связи аккредитация лечебно-профилактических учреждений - не что иное, как определение соответствия данного учреждения именно структурно-организационным стандартам. Определение названного соответствия, как известно, является задачей аккредитационных служб ортопедической стоматологической помощи.
Технологические стандарты устанавливают обязательные требова­ния к технологии ортопедической стоматологической помощи. К каждой технологической единице процесса оказания ортопедической стоматологической помощи определяют перечень необходимых лечебно-диагностических мероприятий по наблюдению больного конкретной нозологической формой в лечебно-профилактических учреждениях. Несмотря на строго индивидуальный характер процессе оказания ортопедической стоматологической помощи, в нем можно выявить некоторые более или менее постоянные основные компоненты. В типичном слу­чае этот процесс включает в себя:
  • обследование больного;
  • планирова­ние ортопедического стоматлологического лечения;
  • клиническая подготовка к протезирова­нию; лабораторное изготовление конструкции зубного протеза;
  • наложение (фиксация) зубного протеза и услуги по реабилитации и т.д.
Каждая из перечисленных составляющих является технологиче­ской единицей процесса оказания ортопедической стоматологической помощи и выполняется в соответствии с установленными правилами требованиями).
Невыполнение таких требований выявляется субъектами контроля качества ортопедической стоматологической помощи с последующим наложением штрафных санкций, а в случае неудачного исхода лечения и возбуждения судебного иска, мо­жет рассматриваться судом, как правонарушение. В ряде случаев раз­работанные технологические стандарты уже имеют законодательное подтверждение и его несоблюдение преследуется по закону. Это каса­ется применения травмирующих методов обследования, выполнения инвазивных и рентгенологических методов обследования и лечения, методов изготовления зубных протезов, нормативов использования стоматологических материалов и т.д. Очевидно, что главным требова­нием при разработке таких стандартов является требование безопасно­сти пациентов, медицинских работников и всех окружающих лиц.

Стандарты качества стоматологической помощи позволяют производить оценку результа­тов лечения в лечебно-профилактических учреждениях в целом по соответствующим нозологическим фор­мам на основе статистических данных. Необходимо отметить, что сам по себе факт отсутствия соответствующих единых стандартов и общих подходов к управлению структурным и профессиональным качеством ортопедической стоматологической помощи предопределяет особое значение оценки качества результата. Тем более, что в отличие от многих других медицинских специальностей в ортопедической стоматологии возможно обеспечить в полной мере постоянный и сплошной контроль качества результата помощи, оказы­ваемой каждому конкретному пациенту, т.е. конечной продукции -зубного протеза.

Благодаря тому, что конечный результат ортопедиче­ского стоматологического лечения практически всегда выражен в материальной форме, оценка данного компонента качества в зубном протезировании пред­ставляется несравненно более конструктивной и точной, нежели в лю­бой другой медицинской специальности. Данное обстоятельство может также служить вполне законным основанием к установлению единых гарантийных сроков на результаты ортопедической стоматологической помощи по каждому отдельному виду работ.

Предыдущие подразделы статьи: