Управления качеством стоматологической помощи
В пятой главе представлены результаты системно-ситуационного анализа проблемы управления качеством ортопедической стоматологической помощи.
В главе описано деление полномочий между участниками контроля качества ортопедической стоматолгической помощи. При этом учитывается, что основой деления является многомерность категории качества - наличие трех составляющих ее компонентов. К средствам контроля, как к элементу системы отнесены медицинские стандарты.
К числу основных задач системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи следует отнести:
- выбор, оптимальных технологий стоматологической помощи;
- удовлетворение потребителя медицинской услуги в соответствии с требованиями действующих стандартов ортопедической стоматологической помощи;
- профилактические меры и действия и меры контроля для избежания неудовлетворенности потребителя, нарушений требований к качеству ортопедической стоматологической помощи;
- постоянный анализ условий процесса оказания ортопедической стоматологической помощи и ее результата для выявления возможности повышения качества услуг;
- оптимизация связанных с качеством затрат для требуемого функционирования и уровня стоматологической помощи.
В организационной структуре системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи важное место занимают медицинские учреждения. При этом особая роль отводится должностным лицам, осуществляющим в соответствии со своими служебными обязанностями контрольные функции внутри стоматологической организации. К их числу прежде всего следует отнести руководителей разных уровней управления: главный врач, заведующих отделением, заведующий зуботехнической лабораторией, старший зубной техник и т.д.
Анализ законодательной базы и определение круга участников системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи позволяет сделать вывод о наличии трех звеньев ее структуры. В частности можно выделить следующие звенья системы контроля:
- контроль со стороны производителя - службы ортопедической стоматологической помощи (внутренний контроль качества);
- контроль со стороны пациента - потребителя стоматологической помощи (потребительский контроль качества);
- контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей ортопедической стоматологической помощи (внешний контроль качества).
Технологические стандарты устанавливают обязательные требования к технологии ортопедической стоматологической помощи. К каждой технологической единице процесса оказания ортопедической стоматологической помощи определяют перечень необходимых лечебно-диагностических мероприятий по наблюдению больного конкретной нозологической формой в лечебно-профилактических учреждениях. Несмотря на строго индивидуальный характер процессе оказания ортопедической стоматологической помощи, в нем можно выявить некоторые более или менее постоянные основные компоненты. В типичном случае этот процесс включает в себя:
- обследование больного;
- планирование ортопедического стоматлологического лечения;
- клиническая подготовка к протезированию; лабораторное изготовление конструкции зубного протеза;
- наложение (фиксация) зубного протеза и услуги по реабилитации и т.д.
Невыполнение таких требований выявляется субъектами контроля качества ортопедической стоматологической помощи с последующим наложением штрафных санкций, а в случае неудачного исхода лечения и возбуждения судебного иска, может рассматриваться судом, как правонарушение. В ряде случаев разработанные технологические стандарты уже имеют законодательное подтверждение и его несоблюдение преследуется по закону. Это касается применения травмирующих методов обследования, выполнения инвазивных и рентгенологических методов обследования и лечения, методов изготовления зубных протезов, нормативов использования стоматологических материалов и т.д. Очевидно, что главным требованием при разработке таких стандартов является требование безопасности пациентов, медицинских работников и всех окружающих лиц.
Стандарты качества стоматологической помощи позволяют производить оценку результатов лечения в лечебно-профилактических учреждениях в целом по соответствующим нозологическим формам на основе статистических данных. Необходимо отметить, что сам по себе факт отсутствия соответствующих единых стандартов и общих подходов к управлению структурным и профессиональным качеством ортопедической стоматологической помощи предопределяет особое значение оценки качества результата. Тем более, что в отличие от многих других медицинских специальностей в ортопедической стоматологии возможно обеспечить в полной мере постоянный и сплошной контроль качества результата помощи, оказываемой каждому конкретному пациенту, т.е. конечной продукции -зубного протеза.
Благодаря тому, что конечный результат ортопедического стоматологического лечения практически всегда выражен в материальной форме, оценка данного компонента качества в зубном протезировании представляется несравненно более конструктивной и точной, нежели в любой другой медицинской специальности. Данное обстоятельство может также служить вполне законным основанием к установлению единых гарантийных сроков на результаты ортопедической стоматологической помощи по каждому отдельному виду работ.
Предыдущие подразделы статьи:
- Краткий обзор глав работы
- Службы ортопедической стоматологической помощи
- Аккредитация служб ортопедической стоматологической помощи. Глава 3
- Технология аккредитации служб ортопедической стоматологической помощи
- Службы ортопедической стоматологической помощи: Лечебные возможности
- Уровень организации ортопедической стоматологической помощи. Глава 4