Акриловые пластмассы и смолы
 
Акриловые пластмассы
Полный поиск по сайту:


Управление качеством стоматологической помощи



В современных условиях развития здравоохранения особенно актуальной является проблема управления качеством стоматологической помощи (В.К. Леонтьев, 1996; Е.О. Данилов, 1997; В.И. Самодин и соавт., 1997; А.В. Алимский, 1998; М.И. Ткачук, 1999). Пристальное внимание к данной проблеме обусловлено многими факторами, наиболее важными из которых являются высокий уровень потребности в стоматологической помощи и наличие ярко выраженной конкурентной среды на уже в значительной мере сформировавшемся рынке стоматологических услуг. С учетом последнего обстоятельства следует отметить, что в ходе основной конкурентной борьбы используются по существу 2 основных метода, один из которых ориентирован главным образом на регулирование цены, в то время как другой направлен на предложение продукта с более высокими качественными параметрами и комплексом дополнительных услуг, что в соответствии с маркетинговой терминологией называется "товаром с сопровождением".
Как известно, система управления качеством включает компоненты качества, субъекты управления, средства и механизмы контроля. Согласно классификации A. Donabedian (1978,1980) выделяют следующие компоненты качества медицинской стоматологической помощи: качество структуры (уровень организации службы, состояние материально-технической базы, кадровый потенциал), качество процесса (соблюдение установленных медицинских технологий) и качество результата (степень соответствия фактического результата стоматологической помощи реально возможному). Вместе с тем перечень субъектов, осуществляющих управление отдельными компонентами качества, а также средства и механизмы контроля, имеют множество вариантов.

Под субъектами управления качеством понимаются лица, осуществляющие контрольные функции внутри стоматологической организации. Это прежде всего руководители разных уровней управления. В свою очередь, вневедомственный контроль качества ортопедической стоматологической помощи непосредственно осуществляют потребители стоматологических услуг. Косвенное участие в процессе вневедомственного контроля также принимают профессиональные стоматологические ассоциации, общество защиты прав потребителей, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, страховые медицинские организации и т. д.

Стандарты качества стоматологической помощи

К числу средств контроля качества ортопедической стоматологической помощи относятся соответствующие стандарты, общие технические требования изготовления зубных протезов, показатели работы службы специалистов, результаты социологических опросов пациентов, экспертные оценки. Обеспечение достаточно полного и всестороннего контроля качества с помощью изучения показателей работы службы, так же, как и широкое использование соответствующих социологических исследований и экспертиз, на практике по тем или иным причинам часто вызывает затруднения.
В связи с этим для максимально возможной объективности при решении практических задач оценки качества ортопедической стоматологической помощи большое значение имеют соответствующие структурно-организационные и технологические стандарты.
Целесообразность формирования единой системы стандартизации по научно обоснованным структурно-организационным и технологическим показателям специальности "Ортопедическая стоматология" не вызывает сомнений ввиду совершенно явной зависимости конечного результата ортопедической помощи от состояния материально-технической базы и уровня профессиональной подготовки персонала службы.

Следует обратить внимание, что в настоящее время еще не приняты федеральные стандарты качества стоматологической помощи. Однако, как известно, стандартизация стоматологии уже давно приобрела глобальный масштаб, по крайней мере, уже более 30 лет тому назад, когда Международной организацией стандартов (ISO) был создан специальный технический комитет по стандартизации стоматологических материалов и оборудования (P.M. Yacobsori, 1988). Указанная проблема, связанная с отсутствием соответствующей правовой базы, представляется столь актуальной, что некоторые авторы даже рассматривают варианты формирования научно обоснованных территориальных структурно-организационных стандартов по стоматологии (М.И. Ткачук и соавт., 1998).
Однако, нормативное введение для обязательного исполнения в каком-либо отдельно взятом регионе страны так называемых "территориальных стандартов" не может восприниматься однозначно правильной, ввиду того, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" (1993) установление стандартов качества медицинской помощи отнесено к компетенции Российской Федерации, а отнюдь не ее субъектов.В то же время само по себе отсутствие соответствующих стандартов и единых подходов к управлению структурным и процессуальным качеством ортопедической стоматологической помощи предопределяет особое значение оценки качества результата.

В отличие от многих других медицинских специальностей в ортопедической стоматологии можно обеспечить в полной мере постоянный и сплошной контроль качества результата стоматологической помощи, оказываемой каждому конкретному пациенту, т. е. конечной продукции — зубного протеза. Благодаря тому, что конечный результат ортопедического лечения практически всегда выражен в материальной форме, оценка данного компонента качества при ортопедическом лечении представляется несравненно более конструктивной и точной, чем в любой другой медицинской специальности. Данное обстоятельство может также быть вполне законным основанием к установлению единых гарантийных сроков на результаты ортопедической стоматологической помощи по каждому отдельному виду работ.

Н.И. Вишняков, Е.О. Данилов,
Т.Ш. Мчедлидзе, И.В. Михайлов,
г. Санкт-Петербург

Следующие статьи: Предыдущие статьи: