Акриловые пластмассы и смолы
 
Акриловые пластмассы
Полный поиск по сайту:


Уровень организации ортопедической стоматологической помощи



В четвертой главе представлен углубленный анализ результатов социологического вопроса среди населения и медицинских работников (врачей-ортопедов и зубных техников) об уровне организации и каче­стве ортопедической стоматологической помощи.
Большой интерес вызывает самооценка состояния зубов респон­дентов. Лишь 6,4% считают состояние своих зубов хорошим, более 1/3 (34,9%) полагают, что их зубы находятся в удовлетворительном со­стоянии, а большинство опрошенных (58,7%) указали на плохое со­стояние зубов. Среди респондентов стоматологической поликлиники 66,7% утверждают, что их зубы находятся в плохом состоянии, что почти в 3 раза больше, чем среди пациентов коммерческой стоматоло­гической фирмы. Отмечена прямая сильная корреляционная связь (р=+0,8) между общим состоянием здоровья респондентов и состояни­ем их зубов. Лишь 77,0% респондентов отметили, что они регулярно соблюдают известные им правила гигиены полости рта и зубов. О дос­таточно низкой стоматологической культуре населения можно судить и по таким ответам, что лишь 1/3 (36,1%) респондентов регулярно по­сещают стоматолога, а 44,2% - только по необходимости. При этом если среди посетителей коммерческой фирмы лишь 13,3% обращаются к стоматологам по необходимости, то среди посетителей поликлиники этот показатель в 4 раза больше (55,1%).

Среди поводов посещения врача стоматолога-ортопеда почти каж­дый пятый (18,0%) указал на острую зубную боль и лишь 11,5% посе­тили врача с целью профосмотра. Основными поводами посещения ортопедов указывали - проведение протезирования зубов (47,5%) и проведение предварительного лечения с последующим протезировани­ем (21,3%).

К вопросам современной «стоматологической» культуры населе­ния относится и наличие или отсутствие постоянного стоматолога у опрошенного населения. Менее 1/3 (27,4%) имеют постоянного стома­толога, однако большинство населения (72,6% опрошенных) - не име­ют постоянного стоматолога. В тоже время среди посетителей коммер­ческой фирмы чуть менее половины (42,9%) имеют постоянного сто­матолога, а в стоматологической поликлинике этот показатель соста­вил около 1/5 (22,9%). Постоянного стоматолога имеют в основном лица молодого и наиболее трудоспособного возрастов.
В ходе анкетирования подавляющее большинство респондентов — более 2/3 (67,3%) отметили, что им требуется зубопротезная помощь уже длительный срок - более 6 лет и лишь 7,2% нуждались в этой по­мощи менее 1 года. Среди женщин 71,1% нуждается в протезировании зубов длительное время (свыше 6 лет), а среди мужчин - только 50%. С возрастом увеличивается и доля лиц, которым требуется ортопедическая стоматологическая помощь по протезированию съемными зубными протезами уже длительное время (более 6 лет).

Основные мотивы, почему респонденты длительное время не об­ращались за помощью по протезированиюзубными протезами - это отсутствие достаточных финансовых средств (53,2%), непонимание важности протезирования зубов (27,7%) и недостаток времени для зубопротезного лечения (14,9%), на другие причины пришлось лишь 4,2%.
Среди основных причин, которые побудили респондентов обра­титься за помощью по протезированию зубными протезами, в 55,4% случаев это были функцио­нальные нарушения, жевания, в 44,1% случаев они обратились-по эсте­тическим соображениям, а в 3,5% случаев - в связи с функциональны­ми нарушениями речи.
При этом, если в стоматологические поликлиники почти 2/3 (65,9%) респондентов обращаются в связи с функциональным наруше­нием жевания, то в коммерческие фирмы более 4/5 (83,3%) респонден­тов обращаются по эстетическим соображениям. С увеличением воз­раста пациентов заметно увеличивается доля лиц, которые обратились в связи с функциональными нарушениями жевания.

Уровень организации зубопротезной помощи в городе 50,0% рес­пондентов оценили как хороший, 22,4% - как удовлетворительный и 17,2% - как плохой. Лишь 10,4% оценивают эту службу на отлично. В коммерческой стоматологической фирме 75,0% оценили эту службу на отлично и хорошо, в стоматологической поликлинике таких ответов было 56,2%, в то время как каждый пятый ответ отражал неудовлетво­рительную оценку организации ортопедической стоматологии.
Более высоко оценили респонденты профессиональные качества врачей-ортопедов: 19,2% - на отлично, 57,7% - на хорошо, 13,5% - на удовлетворительно, а вот 9,6% - на неудовлетворительно. В коммерче­ской фирме отличных оценок было в 3,5 раза больше, чем в стоматоло­гической поликлинике, а вот неудовлетворительных оценок вообще не было.
Условия работы врачей-ортопедов были оценены по-разному в коммерческой фирме и стоматологической поликлинике. В коммерче­ской фирме все респонденты указали на хорошие и отличные условия работы медицинского персонала, а в стоматологической поликлинике 50,0% респондентов указали, что условия работы медперсонала удов­летворительные и даже плохие (почти 5% ответов).

Качество выполненной для респондентов ортопедической стоматологической работы в целом 54,0% оценили на хорошо и отлично, однако 12,0% - оценили эту работу на неудовлетворительно. В коммерческой фирме неудовле­творительных оценок не было вообще, а в поликлинике этот показа­тель составил 14,3%. Отличных же оценок в коммерческой фирме было в 5,5 раза больше, чем в стоматологической поликлинике.
В стоматологической поликлинике 4,4% респондентов указали на выраженную болезненность ортопедического стоматологического лечения, еще 8,7% отметили, что ряд процедур был болезненным. В коммерческой фирме лишь 7,7% респондентов отметили небольшую болезненность некото­рых ортопедических вмешательств, однако 92,3% отметили, что ника­кой болезненности они не ощущали.

Несмотря на то, что 63,3% респондентов оценили функциональные свойства зубных протезов на хорошо и отлично, более 1/3 (36,7%) оценили изготовленные зубные протезы только на удовлетворительно, в т.ч. 10,2% - на неудовлетворительно.
При изучении мнения зубных техников и врачей-ортопедов об ор­ганизации протезирования зубными протезами населению было выяснено, что важ­нейшим аспектом качества службы ортопедической стоматологической помощи является качество оборудования. В целом 33,3% специалистов ответили, что они полно­стью удовлетворены оборудованием, 44,5% - не полностью, а еще 22,2% - совсем не удовлетворены. Если в коммерческой фирме не бы­ло специалистов, которые совсем не удовлетворены оборудованием, то в стоматологической поликлинике таких было 48,5%, т.е. почти поло­вина всех специалистов, и не было никого, кто бы был полностью удовлетворен оборудованием. Следует отметить, что в коммерческих стоматологических организациях все работают на современном доро­гостоящем оборудовании иностранных фирм, а в поликлинике преоб­ладают отечественные установки УС- 01, КС-34-03 и устаревшее обо­рудование фирмы Хирана.
Закономерно, что в коммерческой фирме большинство специали­стов полностью удовлетворены стоматологическими материалами, ин­струментарием, что не отмечается в стоматологической поликлинике.

Уровень профессиональной подготовки врачей-ортопедов и зуб­ных техников также более высоко оценили специалисты коммерческой фирмы, чем стоматологической поликлиники. Специалисты поликлиники в меньшей степени удовлетворены ор­ганизацией своей работы, работой администрации, условиями своего труда, чем в коммерческой фирме.

Следующие подразделы статьи:
Предыдущие подразделы статьи: